Версия для слабовидящих

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор статьи: учитель английского языка МБОУ «СОШ №2» г. Шумерля Чувашской Республики Ф.А. Вишневская

На сегодняшний день формирование у школьников функциональной грамотности является одним из приоритетных направлений развития образования. Сейчас функциональная грамотность упоминается в ФГОС основного общего образования, как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Из чего следует, что учителя должны не только передать ребёнку набор ключевых умений, но и научить школьника применять полученный опыт в жизни. Следовательно, полученные навыки на уроке ребёнок должен уметь успешно применять в повседневности и здесь возникает вопрос, как же создать максимально подобную жизненную ситуация использования английского языка среди учеников начальной школы?

Мы предлагаем в качестве решения данного вопроса создание мультипликации на английском языке в рамках внеурочной деятельности.

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и, сквозь призму этих знаний, позволяет более активно осваивать культуру своей страны.

В школах города Шумерля изучение английского языка начинается со второго класса, многие дети, только-только усвоив программу русского языка, с трудом воспринимают новый иностранный язык. Согласно данным отчётов электронного журнала Net school лишь 66 % учащихся начальной школы справляются с программой английского языка. Анализ успешности овладения английским языком в городе Шумерля, проведенный Отделом образования, молодёжной и социальной политики администрации города Шумерля в 2020 году, показывает, что дети начальных классов плохо усваивают программу.

Здесь можно назвать несколько причин: первая, неготовность учителей переходить на игровые формы работы, учителя привыкли вести уроки с более старшими классами и не могут переключиться на младший возраст, второе сложность восприятия детьми материала, по причине отсутствия связи использования иностранной речи с их жизненными ситуациями.

Предполагается, что внеурочная деятельность поможет исправить данную ситуацию. Дети, в рамках внеурочных занятий по мультипликации на английском языке, смогут узнать о новых возможностях изучения английского языка и самостоятельно изучать язык дома.

Создание мультипликации на английском языке в рамках реализации программы внеурочной деятельности ставит своей целью формирование интереса к изучению английского языка младшими школьниками. За основу всех сценариев для создания мультипликационных фильмов можно взять темы УМК Spotlight.

В рамках реализации занятий по английскому языку, проходящих 2 раза в неделю и использующих яркие, современные интерактивные элементы и технологии, дети смогут лучше запомнить все лексические единицы.

Успешный опыт создания мультипликации на английском языке имеется у МБОУ «СОШ № 2» г. Шумерля Чувашской Республики. В рамках реализации занятий внеурочной деятельности в 2021-2022 учебном году использовались интерактивные элементы, сюжетно-ролевые игры, настольные игры с использованием цветных элементов, которые распечатывались на цветном принтере. В перемены ребятам включались игровые и мультипликационные фильмы на английском языке для закрепления основных норм и правил грамматики.

Ребята создали мультфильмы о медвежонке по имени Тяпа. Школьники сами составляли сценарий о том, как медвежонок Тяпа рассказывает зрителям о своей комнате и доме, где он живёт, подробно прописали все его действия, а затем вместе с педагогом составили диалоги на английском языке. Для озвучивания мультфильма слова сценария репетировались с соблюдением всех интонационных норм и пауз.

На занятиях по мультипликации, школьникам рассказывали об основах мультипликационного искусства. Педагоги помогали ребятам в процессе перекладки мультипликационных героев, а также озвучивать мультфильмы и правильно расставлять интонационные паузы и ударения. Следует отметить, что при озвучивании мультфильма особое внимание уделяется грамматическим основам сценария, школьники охотно и по несколько раз репетировали правильное произношение.

С марта по май 2022 года проводились открытые занятия для учителей английского языка, с целью обмена опытом. Педагоги, реализующие дополнительную общеразвивающую программу внеклассного изучения английского языка, посредством мультипликации, стали призёрами II степени в Ярмарке педагогических идей города Шумерля с открытым внеклассным занятием «МультEnglish».

Внеклассная работа по изучению английского языка имеет положительные отзывы со стороны родителей и детей, а также учителей, которые отметили, что дети, занимающиеся в студии английского языка, значительно повысили свои результаты по освоении английского языка.

Занятия затрагивали основные грамматические правила английского языка – особенности употребления иностранных частей речи (глаголы, существительные, прилагательные). Обучающиеся также пополнили свои знания новыми словами самых популярных тем английского языка – научились описывать погоду, одежду, хобби, школьную жизнь, профессии и прочее.

Кроме того, использование на занятиях интерактивных элементов  позволило значительно повысить у детей интерес к изучению английского языка. Регулярные занятия с использованием мультипликационных героев, книжек-гармошек, книжек-раскладушек позволили построить надежную базу для овладения всеми навыками английского языка, существующими в разных видах речевой деятельности – письме, аудировании, чтении и говорении. Составляя диалоги, ребята научились самостоятельно находить в тетрадях и словариках необходимую лексику.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что создание школьниками мультипликации на английском языке в полной мере способствует формированию функциональной грамотности.

ДИРЕКТОР

Кутырева Татьяна Алексеевна

Кутырева Татьяна Алексеевна